По стопам классики: «Рик Наутилус» и новая приключенческая проза
В нашем издательстве вышла первая книга из серии немецкого писателя Ульфа Бланка о Рике Наутилусе – «SOS из морских глубин». Десятилетний Рик в отсутствие родителей фактически становится капитаном подводной лодки. Он вместе с друзьями посещает исследовательскую станцию на дне океана, спасается от людей-акул и договаривается с гигантскими медузами. Но что скрывается за бодрым и динамичным сюжетом? Рассказываем о неочевидном подтексте этой серии и о некоторых особенностях современной приключенческой прозы для детей.
В нашем издательстве вышла первая книга из серии немецкого писателя Ульфа Бланка о Рике Наутилусе – «SOS из морских глубин». Десятилетний Рик в отсутствие родителей фактически становится капитаном подводной лодки. Он вместе с друзьями посещает исследовательскую станцию на дне океана, спасается от людей-акул и договаривается с гигантскими медузами. Но что скрывается за бодрым и динамичным сюжетом? Рассказываем о неочевидном подтексте этой серии и о некоторых особенностях современной приключенческой прозы для детей.
В свои десять лет Рик Наутилус уже самостоятельно бороздит морские просторы. И не просто развлекается, катаясь по волнам, пока родители заняты в секретной лаборатории, а всё время что-то ищет или кому-то помогает. Кроме того, у мальчика фантастический для его возраста талант механика и капитана – он способен управлять сложно устроенной подводной лодкой.
Подобное супергеройское амплуа возникает неспроста. Фамилия Рика звучит знакомо, не правда ли? Да-да, наутилусы – род головоногих моллюсков и корабль знаменитого капитана Немо в романах Жюля Верна. Само слово «наутилус» пришло из древнегреческого, вдобавок праиндоевропейский корень «nau» обозначает буквально лодку. Забавно, что, грубо говоря, сначала от слова «лодка» произошло имя моллюсков, а потом Жюль Верн назвал в честь моллюсков легендарное подводное судно. В книге «Двадцать тысяч льё под водой» есть даже эпизод, где персонажи наблюдают за моллюсками-наутилусами и сравнивают их с капитаном Немо и его судном. В общем, у этого слова долгая история. А у Рика Наутилуса такая фамилия, потому что он, ни много ни мало, потомок капитана Немо.
Тут важно отметить популярность приёма. В современной детской литературе нередко встречаются герои с громкими именами и легендарными предками. Особенно, если речь идёт о приключенческих историях. Серия «Макс Эйнштейн» Джеймса Паттерсона и Криса Грабенстейна, повесть Энн Плишоты и Сандрин Вольф «Гомер Пим и секрет Одиссея». Можно ещё вспомнить фэнтези-роман Алексея Винокурова «Страна трёх земель: наследник Мерлина». Целая тенденция.
Корни такой тенденции уходят глубоко в европейскую культуру двадцатого века. В широком смысле это наследие эпохи модерна, когда в искусстве стало модно не просто обращаться к классическим сюжетам, но и напрямую использовать готовые образы, иронично их обыгрывая. Например, роман Джеймса Джойса «Улисс» и сегодня считается сложнейшим художественным текстом. Однако в основе «Улисса» лежит смелая, по тем временам хулиганская идея – переосмыслить эпос о легендарном Одиссее как один день из жизни простого ирландца. В тот же период французский художник-авангардист Марсель Дюшан создаёт серию реди-мейдов – произведений искусства, которые становятся таковыми лишь благодаря контексту. Например, обычное велосипедное колесо и стул превращаются на выставке в работу «Велосипедное колесо».
Позднее принципы авангардистов проникают в популярную культуру, особенно в кино и мультипликацию. Осовременивание классики в фильмах и сериалах (допустим, сериал BBC «Шерлок»), иногда прямое переиначивание образов, их адаптация под аудиторию. Яркий пример – созданный по тому же Жюлю Верну японо-испанский мультфильм 1983 года «Вокруг света с Вилли Фогом», где вместо людей персонажами становятся антропоморфные животные.
Тем не менее, «Рик Наутилус» Ульфа Бланка – не история «по мотивам», эти книги идут куда дальше в сторону оригинальности. Как и некоторые другие приключенческие литературные серии, повести о потомке капитана Немо соединяются в абсолютно самостоятельный сюжет, попутно переосмысляя популярные образы из классики. «Рик Наутилус» вдыхает в хрестоматийные образы актуальные проблемы и конфликты. У главного героя есть закадычные друзья – пират Эмилио и океанария Ава. Но юный пират и его родители тут не грабят суда, а ищут затонувшие корабли, пусть манеры Эмилио порой и похожи на повадки романтических разбойников Стивенсона. Океанарии на первый взгляд напоминают русалок, хотя по характеру, пожалуй, Ава ближе к человеку-амфибии из одноимённого романа Александра Беляева. Она не любит, когда её называют морской девой. Да, Ава умеет дышать под водой, в воде у неё появляется рыбий хвост, однако главное – она способна «подключаться» к морским обитателям, чувствовать их мысли и переживания. В «SOS из морских глубин» такое происходит с медузами.
Гигантские медузы поначалу выглядят угрозой, но вскоре выясняется, что именно им прежде всего нужна помощь. И здесь кроется показательное отличие «Рика Наутилуса» от романов Жюля Верна и его коллег-современников. Если у классиков приключенческой прозы герои позиционируются всё же покорителями природы и адептами прогресса как чего-то созданного для человека, то в серии Ульфа Бланка человек несёт ответственность перед природой, а забота о ней – одна из целей науки. Вопросы экологии играют здесь чуть ли не главную роль, хотя вера в прогресс тоже никуда не делась. Лозунг семьи Наутилусов так и звучит: «Поиск, Познание и Прогресс». Только последний теперь находится на службе всей планеты, а не одного лишь человеческого вида.
«Рик Наутилус» проникнут духом двадцать первого века. Отсылки к классике тут служат скорее приятными подмигиваниями или поводом познакомиться с творчеством мэтров для тех, кто пока не знаком. Они – ниточка, которая ведёт начинающего читателя от бодрых историй о современных детях-супергероях к давним шедеврам. Эмилио, цитируя Джона Сильвера, кричит: «Пиастры! Пиастры!». В завязке персонажи находят в бутылке послание с призывом о помощи. Даже Атлантида оказывается подводной исследовательской станцией, а злые люди-акулы напоминают школьных задир. «Рик Наутилус» при всей простоте слога (и это скорее плюс, ведь адресованы повести в первую очередь младшим школьникам) устроен очень тонко. Он подражает классике в косметических деталях, привлекая к ней внимание и опираясь на вечные мотивы, но рассказывает содержательно новую историю. Историю о дружбе, казалось бы, очень разных людей и существ, о способности услышать тех, кто мог бы сначала показаться врагом. Эмпатия как важнейший навык двадцать первого века становится центральной темой серии, хотя не исчезает в ней и более классическая – отзывчивость, готовность помочь тем, кто попал в беду. И в этом смысле серия Ульфа Бланка занимает в субжанре остросюжетных детских книг, обыгрывающих классику, особое место.